Форум Великолукских любителей собак... и не только...

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Великолукских любителей собак... и не только... » О собаках и собаководах... » Как обучаются собаки. Мнение Alex Vyatkin


Как обучаются собаки. Мнение Alex Vyatkin

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Алексей В. Вяткин
• Дрессировка служебных собак с 1978, работа фигурантом – с 1980
• Мастер Спорта СССР и Чемпион СССР по военизированному многоборью в 1988 с немецкой овчаркой своего разведения и подготовки
• Тренер Киевской Юношеской сборной по Военизированному многоборью со служебными собаками на протяжении 5 лет
• Подготовил Чемпиона УССР, неоднократных чемпионов городских и областных соревнований
• Подготовил более 1,500 проводников с собаками по послушанию и защите
• На службе в армии СССР – начальник питомника в роте охраны
• На протяжении 10 лет - владелец, заводчик и тренер (Red Star Kennel - Hudson, WI) самых титулованных рабочих (личная защита, охрана) Перро де Преса Канарио (Perro de Presa Canario) в США – призеров и победителей в системах и на состязаниях по WABA IronDog, K9 Pro-Sport, Dog Sport Open, Fall Brawl, PSA
• Победитель и призер соревнований для фигурантов Dog Sport Magazine в США – 1999, 2002, 2ое место - 2000, 3е место - 2001
• Основатель породного клуба International Association for the Presa Canario (IAPC) - США
• Тренер\заводчик собак с 16 титулами и сертификатами РSA (Protection Sports Association) - США
• Сертифицированный фигурант РSA, тренер сертифицированного фигуранта PSA
• Специалист по кросс-тренингу: подготовка собак для личной защиты к защитным видам спорта
• Специалист по молоссам, агрессивным собакам, различным видам тестирования собак в породах защитного и охранного предназначения
• Специалист по бесконфликтному методу дрессировки авторства Ivan Balabanov (USA)
• Автор электронных и опубликованных статей, множества фото и видео материалов по темам разведения и дрессировки
• Организатор\лектор специализированных семинаров для организаций и госструктур (полиция США, МВД Украина, Россия, Беларусь)
• Организатор\лектор образовательных семинаров по послушанию и защите на основе оперантного научения по системе бесконфликтной дрессировки – США, Россия, Беларусь, Украина, Бельгия
• В подготовке (связка тренер-проводник\собака-фигурант) использует широкий набор методик применяемых в системах PSA, Sch/IPO, KNPV, Бельгийский и Французский Ринги
• Один из тренировочных фигурантов участника Чемпионатов Мира в системе IPO (Belgium)
• Убежденный сторонник принципа необходимости жесткой комплексной проверки генетики и рабочих качеств у производителей в породах с пользовательским предназначением.
• В настоящеe время - владелец, заводчик и тренер питомника Vyatkins’ Malinois (FCI reg. 374/06)
• С Малинуа Kukay’s Zuma – Лучшая защита (С-91) по IPO 3 ранга CACIT (судья – П. Ленгварски - Словакия) – Октябрь 2005, Одесса
С Малинуа Gross Cago (собственной подготовки) – Высший балл на защите (С-97) по IPO 1 ранга CACIT (судья – П. Ленгварски - Словакия) Октябрь 2006, Одесса
С Малинуа Arno van Gelders Spijker – Лучшая защита (С-95) по IPO 3 ранга CACIT (судья – П. Петруш - Словакия) Октябрь 2007, Одесса
С Малинуа Gross Cago (собственной подготовки) – Лучший след (A-99) (судья – Й. Айтлер- Австрия) по IPO 1 ранга CACIT (судья – Й. Айтлер- Австрия) - X-ый Универсальный Чемпионат - Май 2008, Борисполь
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) – Лучшая защита (С-96) по IPO 3 ранга CACIT (судья – Ю. Ритци - SV) – Июль 2008, Днепропетровск
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) - Чемпион Кубка Украины по IPO 3 ранга CACIT, Лучшая защита (С-92) по IPO 3 ранга CACIT (судья - Г. Дигель - SV) – Ноябрь 2008, Харьков
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) - Победитель XI Универсального Чемпионата ЦКВНОУ по IPO 3 ранга CACIT, Лучшее Послушание (С-93) по IPO 3 ранга CACIT (судья - Х. К. Грубе - SV), Лучшая Защита (С-95) по IPO 3 ранга CACIT (судья - Ю. Ритци - SV) – Май 2009, Борисполь
С Малинуа Negundor Drago (IPO 2,3 - собственной подготовки) - Лучшее Послушание (В-94) Лучшая Защита (С-95) по IPO 3 на Кубке Агросоюза – 2009 ранга CACT (судья – И. Ленгварски - Словакия) Май 2009, Днепропетровск
Viola Vyatkin
MALD - Fletcher School of Law and Diplomacy
Alex Vyatkin
------------------
Взято отсюда:
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1011

Как обучаются собаки
( статьи взяты их Форума А. Вяткина. Оригинал можно посмотреть тут:
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1052 )

Предлагаю вашему вниманию тему, которую давно хотел осветить, но из-за недостатка времени не решался начинать. Тема , на мой взгляд, очень интересная и требующая немалой "концентрации внимания".
Многие из вас посещают обучающие семинары и учатся у мастеров различных направлений в дрессировке. Часто я задаю вопрос своим знакомым, чему вы научились во время того или иного семинара. В ответ они начинают рассказывать мне те или иные "трюки" и "примочки" увиденные во время семинара....Но ведь главное не в "примочках", главное в СИСТЕМЕ которой пользуется тот или иной мастер. В моем понимании семинар удался, если человек его посетивший понял в детялях суть происходящего и сможет в дальнейшем сам применять эти знания на практике...
Для того , чтобы разобраться в деталях происходящего, вам необходимо знать как научаются собаки и тогда вы сможете понять и сознательно проанализировать тот или иной метод, а также поймете как лучше использовать его приемы на практике.
Если эта тема интересна читателям форума, я постараюсь в ближайшее время "углубиться" в ее раскрытие...

В дрессировке существует множество методов. Это и мотивационная дрессировка, это и кликер-тренинг, это и тренинг с помощью электрошокового ошейника, это и старый испытанный метод «кнута и пряника»….Все они работают в той или иной степени.

Обучение любому навыку должно быть в первую очередь проанализировано с точки зрения того, ЧЕМУ мы хотим научить собаку и КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ мы хотим получить в итоге. Следующий вопрос – каков наиболее рациональный и эффективный путь показа собакея, чего именно мы от нее хотим в обучении.
Поняв, КАК это работает и соответственно ПОЧЕМУ это работает, вы сможете самостоятельно выбирать подходящую методику дрессировки…

Что такое обучение? Обучение - это процесс происходящий в мозге собаки, который ведет к изменению поведения. Что именно происходит в мозге, мы пока точно не знаем, но мы можем проанализировать, какие факторы повлияли на то, чтобы поведение изменилось (т.е. что именно должно было произойти).
Первое, что вам необходимо усвоить - без мотивации эффективный процесс обучения практически невозможен. Когда вы обучили собаку тому или иному упражнению, она должна быть замотивирована, чтобы его повторять. Мотивация – это как горючее для вашей машины. Без него не сдвинуться с места, даже если машина полностью исправна.
Все вы, кто интересуется дрессировкой всерьез, наверное уже знакомы с теорией драйвов или «трибов» (добычи . защиты , социальный драйв и т.д) … В основе этой теории лежит понимание, что генетически (от рождения и по происхождению) различные собаки обладают различной степенью развитости драйвов (инстинктов). В соответствии с данной теорией, поведение собаки формируется под действием генетических (врожденных) предрасположенностей (драйвов) и под влиянием ее жизненного опыта.

Следующй этап – понимание сути процесса обучения
Следует различать четыре стадии :
1.Стадия приобретения знаний.
Во время этой стадии собака получает новые знания. Возьмем, к примеру, хождение рядом - собака учится в каком положении по отношению к хозяину нужно находиться, чтобы получить вознаграждение. В этой стадии дрессировщик концентрируется на правильности выполнения навыка (концентрации, позиции и т.д)

2. Стадия выработанного (доведенного до автоматизма) поведения.
На этой стадии полученное поведение (навык) переходит в разряд автоматического. Собака по команде автоматически занимает выученную позицию. В этой стадии дрессировщик может уже работать над скоростью выполнения упражнения, например.

3. Стадия генерализации.
На этой стадии собака учится применять выученный навык в новых и изменяющихся условиях, а также выполнять его в связке с другими навыками. Продолжая пример с правильным обучением команде «рядом», собака выполняет правильное движение рядом в парке, с отвлекающими факторами. Или в комплексе упражнений (рядом , лежать, подзыв, рядом…)
Эта стадия требует от дрессировщика особого труда и терпения.

4.Поддерживающая стадия.
На этой стадии собака включает новый выученный навык в репертуар своего обычного поведения. Здесь дрессировщик обязан следить за тем, чтобы выполнение навыка сохранялось всегда на нужном уровне (скорость, интенсивность, точность). Для одних собак для поддержания навыков на должном уровне требуются нечастые «освежающие» тренировки, для других требуется частый возврат к предыдущим стадиям обучения….

Обсуждая дрессировку, давайте рассматривать два вида обучения.
Первый - классическое обучение или обучение по Павлову – аксиомы, хорошо знакомые со школьной скамьи. Помните собаку Павлова? Перед подачей пищи загоралась лампочка, и в конце конццов выработался безусловный рефлекс слюновыделения.
Другими словами, схема ДО завершения обучения была: лампочка –еда –слюновыделение.
ПОСЛЕ завершения обучения: лампочка – слюновделение, еда – слюновыделение.
То есть, собака не обязательно должна была показать изменения поведения (слюновыделение) для того чтобы получить пищу. Слюновыделение возникало самопроизвольно - рефлекторно. Эту форму обучения еще называют ассоциативным, потому что собака учится ассоциировать одно действие с другим – в данном случае лампочку с едой. Если вы думаете, что классическое обучение относится только к простым формам поведения , таким как слюновыделение, вы заблуждаетесь. Возьмем пример апортировки. Собака учится , что после забрасывания предмета, дрессировщик посылает ее за ним вслед. После нескольких попыток, собака, ожидая посыла, сама начинает бежать за апортом без команды. Это и есть пример классического обучения.
Наиболее эффективный путь к обучению в этом случае - найти надежный раздражитель, который влечет за собой искомое поведение, и связать его с командой. К примеру, если вы хотите чтобы ваша собака чихнула по команде Smile, пощекочите ей нос перышком, и дайте соответствующую команду. После достаточного количества повторений собака будет чихать по команде, так как связала команду с щекотанием пером. И конечно, собака будет обучаться быстрее, если она получит за показанное поведение вознаграждение. Но об этом далее.
Оперантное (действия животного «оперируют» его жизнью, т.е. оказывают эффект на его жизнь) обучение, инструментальное обучение или обучение по Скиннеру – это все названия одного и того же процесса , во время которого животное учится , что те или иные его действия приводят к определенным последствиям. Если собака не села, она не получит лакомство. В дикой природе, если хищник не охотиться , он не ест. Другими словами что-либо происходит потому, что мы совершаем некое действие (или действия).
Если последствия показанного поведения приятны для собаки, она будет повторять это поведение снова и снова. Если нет -поведение исчезает.
Оперантное обучение сильно отличается он классического тем, что животное должно показать определенное поведение чтобы что-то получить. Т.е собака сама, своим поведением, контролирует то, что с ней происходит.
Выяснив, что такое классическое, а что такое оперантное обучение, мы должны все же помнить что реалии жизни отличаются от лабораторных условий, так что в формировании поведения чаще всего принимают участие оба процесса. Так, к примеру, Зума услышав как открывается контейнер с едой :
1.начинает процесс слюновыделения ( классическое обучение)
2.бежит к раздаточному столу, потому что знает , что оттуда получит еду (оперантное обучение)
Поведение, выработанное оперантным путем принято считать добровольным поведением.
Поведение, выработанное классическим путем – самопроизвольное(рефлекторное).
Предположим, я люблю пиццу и очень голоден. Мы с друзьями заказали пиццу, но при этом кто-то из них предложил мне $ 100, что бы я отказался от своей порции. Добрые у меня друзья Smile ;
Я очень голоден, но $ 100, да еще в момент кризиса в стране, мне дороже, и я отказываюсь от пиццы Smile ;
Поведения поедания пиццы при ее виде – инструментальное, но не настолько сильное , чтобы отказаться от $100.
Однако никакие деньги не заставят голодного человека перестать выделять слюну (классическое-рефлекторное поведение) при виде дымящейся пиццы Smile ;.
Если классическое и оперантное формы обучения начинают конфликтовать более сильный эффект на поведение оказывает все же классическое обучение.

Так в свое время у Скиннера были помощники – Мария и Келлер Брэланд, которы вместе с ним изучали оперантное обучение.
Брэланды организовали свою собственную компанию, которая занималась дрессировкой различных животных для телевидения, киноиндустрии, различных аттракционов. До этого момента считалось, что любое животное может быть обучено выполнять любой трюк, если оно физически способно на это. Работы Брэландов показали, что это не так. Началось с того, что они пытались обучить енота принести и бросить монету в копилку. Поначалу обучили его подымать монету за вознаграждение. Затем приучили к копилке. Затем стали приучать его опускать монету в копилку. И вот здесь они застопорились на том, что енот не захотел расставаться с монетой. Он тер ею о копилку, зажимал ее в лапах, и лишь большим трудом дрессировщикам удалось заставить его все таки опустить монету в копилку. Затем ему дали две монеты, и вот тут возникли бОльшие проблемы. Енот стал тереть монеты еще усерднее ( хотя за это поведение его никто не подкреплял), и дрессировщики были вынуждены завершить обучение не добившись результата.
С другими животными также случались проблемы подобного характера. Брэланды решили, что проблема в недостаточной мотивации и пробовали поднять мотивацию у животных за счет голодания. Но от этого проблемное поведение только усиливалось.
Что же произошло на самом-то деле? А произошло то, что енот провел ассоциацию между монетой и едой ( классическая форма) и никак не хотел расставаться с монетой до получения пищи. Когда поведение сформированное классическим путем мешает поведению сформированному оперантным путем, первое может вытеснить второе.
Большинство дрессировочных процессов все же основаны на оперантном обучении, поэтому в дальнейшем мы будем говорить в основном о нем . Однако вы должны понимать как классическое обучение работает , иначе можно наделать множество ошибок в дрессировке, обьединяя в одну программу совершенно несопоставимые поведения.

Конечно, мы знаем много примеров когда собаки успешно освоили описанную выше схему с двумя мячами и контейнером и даже намного более сложные трюки, но при этом собаки всегда начинали с того, что обозначали контейнер с кормом. При этом ни одна из них не обучилась сложному действию до тех пор, покуда интерес к контейнеру занимал все ее внимание и обучение продолжилось только когда собака поняла, что смотреть на контейнер не имеет смысла , так как ничего не происходит. И нужно что-то сделать чтобы получить корм.
Те , кто обучает или обучал собаку концентрации внимания на моих занятиях знают, что это практически одно из первых упражнений, которому мы учим в послушании. Что делает собака , когда перед ее носом - закрытый кулак с лакомством? Wink

Факторы, влияющие на обучаемость.

Уровень депривации.
Мы все знаем , что голодная собака работает лучше за еду. Собака, испытывающая жажду, работает лучше за воду. Отдохнувшая собака работает лучше за игру. Изолированное животное работает лучше за общение с хозяином. Чем голоднее крыса, тем быстрее она бежит к концу лабиринта, где лежит еда. Это также относится и к собакам, особенно если речь идет о простом навыке.

Если мы рассмотрим сложные комплексные навыки, иногда излишняя мотивация мешает. Собака начинает сильно отвлекаться в ожидании мотиватора и не в состоянии сосредоточится. Например, рассмотрим обучение прыжка через барьер. Что происходит, если собаку сильно мотивируют с другой стороны барьера? Правильно. Она перестает следить за чистотой исполнения навыка, и в погоне за вознаграждением врезается в препятствие. Чтобы этого избежать, следует уменьшить силу мотиватора в соответствии с ее способностью концентрироваться на выполнении самого действии.

В некоторых случаях, для повышения мотивации, тренеры советуют держать собаку в боксе до тренировки. Это особенно хорошо работает с собаками, ищущими общения с хозяином. Но тогда также необходимо сажать ее в бокс сразу после тренировки, чтобы у собаки выработалась четкая ассоциация с тем, что именно тренинг ассоциируется с вознаграждением. Скажу сразу, не многие согласятся держать своих собак в клетках. Гораздо проще ограничить собаку в доступе к еде перед тренировкой.




--------------------------------------------------------------------------------

0

2

Представим себе две группы собак.
Группа А - экстремально голодная
Группа Б - полусытая.
Обеим группам предстоит научиться добегать до конца коридора к контейнеру с едой. Собаки из первой группы научатся быстрее, нежели собаки из второй. При достаточно продолжительном тренинге при этих условиях, мы можем увеличить количество еды получаемое собаками группы А до количества еды получаемое собаками группы Б, но собаки группы А будут все равно продолжать бегать быстрее, чем те, кто учился будучи полусытым.
ВЫВОД. Если вы тренируете навык, требующий быстрого и интенсивного исполнения, убедитесь в том, что ваша собака «особенно голодна» к тому мотиватору, с которым вы работаете. После того, как навык выучен, уровень депривации можно понизить, без потери интенсивности и скорости.

Вознаграждение.
Количество и качество вознаграждения напрямую влияют на поведение: собаки работаю лучше за бОльшее или более вкусное вознаграждение. Причем собаки предпочитают несколько небольших кусков одному большому, даже если в сумме количество малых кусков равно количеству большого. Это происходит потому, что сам процесс поедания еды сам по себе является вознаграждением.

Если собака ожидает определенное вознаграждение, но взамен получает другое, это напрямую оказывает эффект на поведение. К примеру, с точки зрения собаки, вознаграждение считается отличным, если она перед этим получала вознаграждение менее значимое для нее. И наоборот. Так, к примеру, если вы обычно используете собачью еду для вознаграждения, и в один прекрасный день вы дали собаке сыр или колбасу, она будет сильнее стараться угодить вам. И наоборот. Если вы обычно даете собаке колбасу для вознаграждения, но однажды дали просто сухую еду, не ожидайте от нее в следующий раз сильного старания.

Далее, если собака привыкла к вознаграждению среднему по величине и вдруг находит бОльшее, в следующий раз она будет работать лучше и быстрее, чем собака все время работающая за это бОльшее. Собака, все время работающая за бОльшее вознаграждение и вдруг получившая меньшее, будет работать хуже, нежели собака все время работающая за меньшее вознаграждение. Однако, этот эффект весьма поверхностный и длится не более, чем одну-две попытки.

Также, скорость и интенсивность выполнения навыка повышаются, если мы перед началом упражнения даем собаке попробовать или увидеть вознаграждение.
Новизна.
Собака обучается гораздо быстрее, если используются новые стимулы. Здесь играет роль эффект привыкания. Собаки привыкают к одному и тому же вознаграждению. Используйте различные виды вознаграждения, если не хотите видеть спада в энтузиазме.

Также эффект привыкания играет злую шутку с дрессировщиками, когда им приходится иметь дело с владельцами неправильно использующими нормативные команды. Ведь приходя на первое занятие к дрессировщику, собака уже много раз слышала «сидеть», «лежать», «рядом», «место» и т.д., и научилась/привыкла к тому, что эти слова ничего не значат, или же значат противоположное от требуемого. В таких случаях разумнее предложить хозяевам не использовать эти слова вообще, нежели ломать стереотипы.

TIMING- время подкрепления.
Этот фактор чрезвычайно значим как для оперантного, так и для классического обучения, но по разным причинам.

Классическое обучение.
Для того, чтобы обучение состоялось, команда должна быть дана ДО воздействия раздражителя. Иначе собака не сможет научиться ассоциации между командой и раздражителем. Обьясняя это новичкам, можно использовать ассоциацию с дорожными знаками. Например, знак «поворот дороги». Если знак стоит до поворота, водитель успевает приготовиться к нему. Если в середине поворота или после него – знак теряет смысл.

Наблюдая работу профессиональных дрессировщиков, мы можем отметить их умение «чувствовать собаку» - читать ее поведение и адекватно реагировать на его изменения.
Это качество абсолютно необходимо для успешного обучения в схеме оперантного обучения потому, что чем меньше времени проходит между совершенным действием / показанным поведением и вознаграждением, тем быстрее и точнее совершается процесс обучения.
Даже интервал в 1-2 секунды может свести на нет процесс обучения.
К примеру, мы пытаемся научить собаку усадке по команде. Собака садится, но мы в это время чем то отвлеклись или попросту выполняем инструкции кинолога по одновременной работе над выдержкой….Собака получает подкрепление через 5 сек. За это время она успевает почесаться, повертеть головой, понюхать землю, посмотреть на проезжающие мимо машины… Какое, в ее мнении, из этих поведений мы подкрепляем давая ей вознаграждение? Разумеется, именно то, незамедлительно после которого она получила подкрепление….
К сожалению, у нас далеко не всегда есть возможность дать вознаграждение незамедлительно в момент показа правильного поведения.
Здесь стоит ввести новые понятия: Первичное и Вторичое подкрепления.
Первичное или главное подкрепление – это то , что собака очень любит. К примеру – еда или игра.
Вторичное подкрепление – сигнал, который изначально не имел для собаки никакого значения, но в процессе обучения собака поняла ассоциацию между вторичным подкреплением и главным.
Например, имя собаки. Поначалу для щенка оно не имеет значения , но в процессе обучения щенок учится ассоциировать свое имя с приятными в его жизни вещами - еда, игра, прогулка. Т.е его имя предшествует всем этим вещам. Предшествует - здесь главное слово, ибо для того чтобы команда или сигнал стал вторичным подкреплением , он должен всегда предшествовать первичному.
Вторичное подкрепление служит сигналом к тому, что первичное подкрепление последует.

Вторичное подкрепление уникально тем, что им может стать звук, который можно воспроизвести точно в нужное нам время, чтобы обозначить нужное нам поведение. В своей практике в роли вторичного подкрепления я использую маркеры.
Положительный и отрицательный. “Yes” и “No”.
Положительный означает : «ты делаешь правильно, подкрепление следует.»
Отрицательный: «поведение неверное, подкрепления не последует. Начни сначала.»

Так как маркеры служат своеобразным мостом между поведением и вознаграждением, они сами по себе приобретают силу воздействия и вознаграждение не всегда обязательно.

Многие тренеры и владельцы собак используют « Хорошо», «Ай молодец» и/или другие слова и словосочетания….Эти маркеры не так хороши, так как часто используются хозяевами в повседневной речи и, соответственно, в некотрой мере теряют для собаки специфический смысл.
Многие дрессировщики сейчас используют кликер в виде маркера. Кликер обладает массой преимуществ. Дрессировщику гораздо удобней пользоваться кликером нежели своим голосом в обозначении правильного действия. Звук кликера короток по времен и силен, позволяет тренеру точно выделить нужное поведение и дать вторичное подкрепление на достаточном расстоянии. Однако кликер используется только в одностороннем порядке, отмечая правильность действия; кроме того, это все-таки механический предмет, который нужно всегда носить с собой и держать в руках в то время как собака работает, а это не всегда удобно или возможно …
Также, звук кликера имеет строго ограниченную короткую продолжительность, в то время как наиболее эффективным считается раздражитель, который действует во время от выполненного действия и до получения вознаграждения. Поэтому все больше и больше тренеров дрессирующих, например, морских животных пользуются свистком.. .

Для легкости усвоения материала при обучении новичков можно провести ассоциацию между использованием маркеров или кликера с первичным подкреплением (едой, игрой….) с зарядкой аккумуляторной батареи. Когда вы покупаете новую батарею, перед употреблением вам надо сначала ее зарядить. Также нужно «зарядить» и маркер или кликер перед их употреблением. Т.е нужно научить собаку ассоциации маркера с подкреплением. «Соединяя» их каждый раз , вы заряжаете батарею. «Маркируя» поведение без использования подкрепления, вы теряете заряд….

Одной из часто обсуждаемых тем при использовании маркеров является возможность использования их для подкрепления продолжительного действия без его прекращения.
Это т , чему собака должна научиться в процессе тренинга. Т.е должна научиться, что когда она слышит звук, должен быть еще сигнал дающий ей понять, следует ли поведение продолжить или прекратить. Если схема уже заучена, аппортировка через барьер например, то собака может догадаться сама, что следует продолжать поведение , если сигнал звучит при подборе апорта … Некоторые дрессировщики используют два различных типа сигнала. Один «маркирует» поведение, но не связан непосредственно с вознаграждением, хотя изначально формируется как связянный с ним. Второй –означает окончание/отмену поведения с непосредственным этого подкреплением.



--------------------------------------------------------------------------------

0

3

очень хорошая статья ,по моему мнению.Сохранила её себе и распечатав раздам хозяевам собак .которые у маня занимаются !!!!!!!!!!!!Спасибо RIKA! )))))))

0

4

Ещё от Вяткина...
Мне понравилось, для начинающих и не только...

http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1118

0


Вы здесь » Форум Великолукских любителей собак... и не только... » О собаках и собаководах... » Как обучаются собаки. Мнение Alex Vyatkin